Игра 1. Попроси правильно
Цель: закрепить умение называть детенышей животных и действия. Материал: игрушечные бельчонок и котенок.
Взрослый (подражает мяуканью кошки). Кто это мяукает? Где?
Выходит вместе с детьми в соседнюю комнату.
К нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?
Дети просят котенка и бельчонка, дают им разные поручения - станцуй, побегай, попрыгай, ляг, сядь, встань и т.д.. После игры животные прощаются с детьми и уходят (уезжают).
Игра 2.Гуси
Цель: учить воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают.
Дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук. Слова калмыцкой народной песенки.
— Где ладошки? Тут? Дети протягивают руки вперед
_ Тут. ладонями вверх.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Загибают пальцы от большого
Это гусь молодой, к мизинцу.
Указательный — поймал,
Средний — гуся ощипал.
Этот палец суп варил,
Самый меньший — печь топил,
Полетел гусь в рот, Изображают полет руками.
А оттуда в живот... Притрагиваются кистями рук
к животу.
Вот.
Роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.
Игра 3. Курочка -рябушечка
Цель: формировать умение произносить звукоподражания. Материал: шапочка от костюма курочки.
Можно играть с 1 ребенком (взрослый - курочка, а ребенок - цыпленок) или с группой детей.
Из числа играющих выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог.
Дети. Курочка-рябушечка, куда идешь?
Курочка. На речку.
Дети. Курочка-рябушечка, зачем идешь?
Курочка. За водой.
Дети. Курочка-рябушечка, зачем тебе вода? Курочка. Цыплят поить.
Они пить хотят.
На всю улицу пищат —
Пи-пи-пи!
После слов «на всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.
Игра 4. Два брата
Цель: осваивать способы образования видовых пар глаголов. Материал: два игрушечных медвежонка.
Жили-были в лесу два брата — два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик.
Взрослый показывает игрушки и делает паузы, дети должны подсказать подходящий по смыслу глагол.
Шустрик был веселый, послушный и всегда успевал все сделать вовремя. Мямлик был очень медлительный. У него не хватало време¬ни даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил, а вот родители считали его непослушным. Как-то рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только... (встает). Шустрик оделся, а Мямлик... (одевается).
Дети, подскажите Мямлику, как сделаться веселым.
В этой игре можно использовать самые разные сюжеты: «На прогулке», «В лесу», «На реке», «На утренней гимнастике» и др. Варианты видовых пар глаголов: заправил постель — заправляет, умылся — умывается, почистил зубы — чистит, позавтракал — завтракает, пришел в школу — идет в школу, пообедал — обедает, сделал уроки — делает уроки, собрался на прогулку — собирается, лег спать — ложится и т.д.
Игра 5. Добавь слово
Цель: формировать умение находить нужный по смыслу глагол. Материал: кукла Гена.
Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать.
К вам в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, вы должны будете сейчас угадать.
Ге н а. Я умею постель... (убирать). Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть). Я умею по-стель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять). Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки... (сметать). Я помогаю комнату... (убирать).
Автор игр - О.С. Ушакова, доктор педагогических наук. Из книги "Придумай слово".