"Где?" Самая простая словесная игра, подходит для малышей от 7 месяцев. Взрослый спрашивает ребенка “Где лампа (пол, древо, солнышко)”, а ребенок должен показать на этот предмет. Если малыш указывает правильно, взрослый выражает радость, если малыш не знает, взрослый сам показывает на предмет и говорит “Вот лампа!”.
Трехлетки тоже с удовольствием участвуют в этой игре, только задания нужно подбирать более трудные. Идя по улице, спросите у ребенка, где почтовый ящик, остановка, куст сирени, продуктовый магазин и т.п.
"Кто как кричит." Взрослый перечисляет названия животных и издает присущие им звуки. Постепенно ребенок начинает не только слушать, но и повторять звукоподражания. В итоге получается игра: Взрослый говорит “лягушка”, ребенок — “ква” и т.д.
"Съедобное – не съедобное". Взрослый перечисляет разные (известные ребенку) предметы. Как только назван предмет, который можно есть, ребенок говорит “Ам!” или хлопает в ладоши.
"Части тела". Взрослый стучит указательным пальцем по столу или по своему колену и говорит “Кап-кап дождик, сейчас замочит носик (руку, живот, коленку)”. Ребенок должен закрыть нос ладонью. Если он этого не сделал, взрослый указывает на нос ребенка и говорит “Кап-кап на нос”. Выучив основные части тела, постепенно добавляйте и другие (запястья, ключицу, макушку, висок).
Игры-вопросы
"Малыш потерялся". Взрослый говорит: “Потерялся ягненок, как мама его зовет?” Ребенок должен ответить “Бее”. Если ребенок отвечает правильно, взрослый радуется “Нашелся ягненок. Прибежал к своей маме овечке!” Затем теряется следующий детеныш.
"Папа-мама-малыш". Взрослый говорит: “Папа – бык, мама – корова, малыш …”. Ребенок отвечает. Через некоторое время взрослый называет только самца, а ребенок самку и детеныша. Самая сложная версия – взрослый называет животных во множественном числе (“коровы”), а ребенок перечисляет всех особей.
"Тук-тук". Взрослый: “Идем мы гуляем и видим домик – гнездо (улей, нору, будку, берлогу и т.п.). Тук-тук, кто в домике живет?” Ребенок отвечает. Если он не знает, ответ дает взрослый. Другой вариант игры – поиск дома для конкретного зверя: “Белочка потерялась, где ее домик? В гнезде? В норе? В дупле?” Ребенок отвечает “да” или “нет”.
"Кто где живет". У игры есть два варианта, которые желательно чередовать. Первый вариант – взрослый называет некоторую зону обитания (пустыню, льды, океан, лес, джунгли, саванну, степь). Затем ребенок, с помощью взрослого, вспоминает, какие животные там обитают. Второй вариант — потерявшийся зверь просит пилота (или большую птицу) отвезти его домой, для этого он должен сказать, куда везти. Если малыш не умеет говорить, задавайте вопрос так, чтобы ответом были “да” или “нет”.
"Пришел к нам в гости слон". Взрослый: “Пришел к нам в гости слон (тигр, мышонок, заяц и т.п.), чем будем его угощать?”. Ребенок отвечает (если не знает, взрослый подробно рассказывает, чем питается животное).
"Давай вспомним". Ребенок, с помощью взрослого, перечисляет все цветы (овощи, транспорт, одежду, мебель), которые знает. Более трудный вариант – перечислять предметы, удовлетворяющие двум условиям (например, все оранжевые фрукты). Взрослый и ребенок (или несколько детей) могут перечислять предметы по очереди.
"Найди красное". Взрослый предлагает ребенку найти все красные (синие, желтые, зеленые) предметы. В начале можно использовать кусочки картона названного цвета, чтобы ребенок прикладывал их к различным предметам, отыскивая похожий цвет.
"Назови цвет". Взрослый спрашивает, какого цвета предмет, ребенок отвечает. На первом этапе названный предмет должен быть хорошо виден ребенку. Потом можно спрашивать о цвете известных, но не видимых в настоящий момент предметов: ”Какого цвета раковина (папина куртка, снег, лягушка)”. Попробуйте и другой вариант — “верю — не верю”. Взрослый говорит, что “яблоко желтое” или “кошка зеленая”, а ребенок соглашается с утверждением или нет.
"Времена года". Для этой игры необходимо, чтобы ребенок запомнил смену хотя бы двух времен года, знал их названия и отличия друг от друга. Взрослый перечисляет приметы времени года (снег, желтые листья, набухшие почки, ягоды, тает снег, сосульки). Ребенок отвечает, когда это бывает. Необходимо дополнить ответ ребенка, если событие может быть связано с несколькими временами года.
"Профессии". Два варианта игры. Можно спрашивать “Что делает учитель (врач, шофер, пилот)?” А можно узнавать: “ Кто учит (лечит, строит)?
"Что из чего сделано". Для этой игры малыш должен знать, какие бывают материалы (дерево, метал, камень, ткань) и какие у них основные свойства. Взрослый спрашивает, из чего сделан предмет (лучше для начала называть предметы, которые ребенок видит и может потрогать). Ребенок отвечает.
"Вспомним книжку". Взрослый перечисляет имена литературных персонажей, например: “Изюмка, Томка, Алиса, Иа-Иа, Тим”. Ребенок вспоминает, кто это (поросенок, щенок, лиса, ослик, утенок). Другой вариант – взрослый предлагает вспомнить, какие имена сказочных утят (поросят, медвежат), знает ребенок. Эту игру имеет смысл проводить, если круг чтения малыша достаточно широк и разнообразен.
"Много-много". Взрослый спрашивает, как называется “много-много коров”, ребенок отвечает. Если ребенок не знает, ответ дает взрослый. Примеры: много коров – стадо, много капель воды – лужа (море), много цветов – букет (клумба), много птиц – стая, много домов – город и т.д.
"Один из семейки". Взрослый называет категорию, например “овощи”. Ребенок должен в ответ вспомнить название какого-нибудь овоща.
Веселые и активные
"Хлоп". Взрослый перечисляет различные предметы, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда будет назван предмет, удовлетворяющий объявленному условию (что-то красное, что-то съедобное).
"Летает — не летает". Взрослый рассказывает “Журавль … полетел, синица … полетела, бегемот…”. Если назван летающий объект, ребенок поднимает руки вверх. Если не летающий – вытягивает их вдоль тела. Если ребенок ошибается, взрослый может смешно указать ему на это, сказав “Бегемот полетел” или “Журавль упал”.
"Капуста-редиска". Взрослый договаривается с ребенком, что при слове “капуста” нужно поднять руки вверх, а при слове “редиска” – хлопнуть в ладоши. Затем взрослый в произвольном порядке говорит эти два слова, а ребенок выполняет команды. Усложнить игру можно ускорением темпа или добавлением еще одного слова (например, “морковка” – прыжок на месте). Игра учит внимательности и умению следовать абстрактным инструкциям.
"Если бы ты был…" Взрослый спрашивает ребенка: “Если бы ты был деревом, то каким? А овощем? А животным? А посудой? А транспортом?”. Ответы ребенка очень интересны. Возможно предложить ему выбрать такие же перевоплощения для родителей. Или взрослый может сам называть, в кого бы он превратился.
"Новое слово". Взрослый просит ребенка придумать новое слово и объяснить, что оно означает. Наверное, проще всего будет начать с выдумывания нового зверя и придумывания названий для его жилища, еды и т.п.
"Путаница". Идею этой игры подсказала одноименная сказка Корнея Чуковского. Взрослый говорит “Свинка замяукала (коза замычала, кошка залаяла и т.п.)”, ребенок должен издать соответствующий звук (“Мяу”), руководствуясь только указанным действием, и не обращая внимание на название животного.
"Опять ошибка". Эта игра требует от взрослого предварительной подготовки или быстрой реакции и хорошей фантазии. Взрослый рассказывает ребенку историю, сознательно делая в ней ошибки: “Пошел я гулять в лес. Хожу, собираю разные грибы: белые, лисички, ватрушки. Потом еще вкусный гриб нашел – мухомор. Хорошо гулять по лесу, только холодно — все-таки декабрь на дворе… ” Ребенок останавливает взрослого и указывает на ошибки.
Социальные навыки
"Что чувствовал медвежонок". Взрослый описывает разные ситуации, произошедшие с медвежонком (лучше выбрать на роль главного героя любимую игрушку). Ребенок должен предположить, что чувствовал медвежонок, когда у него отобрали конфету (похвалили за вымытую чашку, прочитали смешную историю и т.п.). В качестве ситуаций нужно брать близкие ребенку (а еще лучше – случившиеся с ним самим) сюжеты. Когда ребенок освоит игру, можно обсудить так же чувства других персонажей этих сюжетов.
"А ты?" Взрослый говорит: ”Я люблю шоколад, а ты?”, ребенок отвечает. После этого следует другой вопрос взрослого. Если ребенок достаточно хорошо говорит, можно попросить его не только отвечать на вопрос взрослого, но и задавать свой.
"Непослушные зайцы". Игра прорабатывает различные запреты. Взрослый рассказывает про зайцев, которые решили включить плиту (выбежать на проезжую часть, порисовать на обоях, вырезать картинку из книги). Задача ребенка – остановить зайцев и объяснить, почему этого делать нельзя. Взрослый может задавать уточняющие вопросы (от имени зайцев).
"Кому хорошо?" Взрослый говорит: “Кошке не нравится дождь, она мокнет и мерзнет. А кому нравится дождь? (предполагаемый ответ – деревьям, цветам)”. Ребенок отвечает (можно помочь ему, задавая наводящие вопросы). Взрослый задает другие вопросы, например: “Кому нравится ночь?”, “Кому нравится мороз?”, “Кто любит колючки?”
"Пожалуйста". Взрослый обращается с простыми просьбами, но ребенок должен выполнять их, только если взрослый не забыл сказать слово “пожалуйста”. Через некоторое время игра может стать двусторонней, то есть и ребенку будет необходимо произносить “волшебное слово”.